Saturday 18 August 2018 7:50 PM
Сайт: Навчальний портал МДУ - Moodle МДУ
Курс: Навчальний портал МДУ - Moodle МДУ (MMDU)
Глосарій: Глосарій: E-Learning
L

LMS

LMS - (Learning Management System) - система планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации.

R

Rapid e-Learning

Rapid e-Learning (быстрый e-Learning) - технология быстрого создания электронных курсов и обучения на их основе с помощью относительно простых в пользовании средств авторской разработки, позволяющая создавать обучающие продукты непосредственно предметным экспертам

А

Аватар

Небольшое (статичное или анимированное) изображение, которое применяется пользователем для собственной идентификации на форумах, блогах, чатах, сетевых играх и иных многопользовательских сетевых ресурсах

Автовебинар

Запись уже проведенного вебинара, которая имитирует прямой эфир. Автовебинар не является
«живым» мероприятием, здесь отсутствует интерактивное взаимодействие, обратная связь и
возможность задавать вопросы ведущему.

Автор курса

Специалист, участник коллектива разработчиков курса, который владеет конкретной предметной областью, а также умеет трансформировать свои знания в пригодную для осуществления учебного процесса форму

Авторское право

Авторское право (Copyright) - юридически защищенные и исключительные права создателя образовательного продукта (контента для образовательного продукта), включая право на вознаграждение за использование имени автора или распространение созданного им продукта.

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение (Adaptive learning) - обучающая технология, которая использует компьютеры в качестве интерактивных средств. позволяет организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого студента, определить уровень его текущей подготовки, рационально подобрать задания и упражнения, а также оперативно отследить ход усвоения материала.
Компьютер приспосабливает представление учебного материала под индивидуальные нужды студента, чаще всего это происходит в формате ответов на вопросы и задания. Задача методики - создание адаптированной модели обучения, которая превращает студентов из простых слушателей в активных участников учебного процесса.

Адаптивный тест

Тест, содержащий ранжированные по степени трудности задания, после успешного выполнения которых уровень сложности постепенно повышается, а после неверных ответов — понижается.
Тестирование продолжается до тех пор, пока система не определит уровень подготовки тестируемого.

Анализ заданий

Анализ заданий (Task analysis) - определение знаний и умений, которыми должен владеть обучаемый человек, чтобы выполнить определенное учебное задание

Анализ потребностей

Анализ потребностей (Needs analysis) - выявление учебных потребностей и запросов того или иного социального инcтитута или конкретной целевой аудитории

Архивная запись

Видеозапись прошедшего вебинара, которую можно добавлять на сайт, рассылать
коллегам и участникам, которые не смогли посетить мероприятие, а также
выгодно использовать в маркетинговых целях. Это отличный способ продлить
жизнь полезному контенту, и предоставить людям возможность просматривать
и изучать его в удобное время. 

Асинхронное обучение

Формат обучения, при котором процесс передачи знаний или умений не привязан к
определенному месту и времени. Благодаря тому, что система накапливает статистику обучения,
сохраняет вопросы и результаты выполнения заданий, тестов и самостоятельных работ,
преподаватель имеет возможность принимать участие в учебном процессе с незначительной
задержкой во времени.

Аттестация слушателей курса

Процедура оценки текущего, промежуточного и итогового освоения студентами отдельной части или всего объема учебного курса (дисциплины, модуля), содержания дополнительной образовательной программы.

Аудиоконференция

Электронная конференция, в которой участники, находящиеся в различных местах, обмениваются информацией посредством устной речи

Б

База данных

База данных (Database) - совокупность необходимых в работе данных, объединенных в некую заданную структуру; обычно хранится в электронном виде

Бан

Возможность заблокировать (забанить) участника, который нарушает дисциплину во время
онлайн-трансляции вебинара.

Блог

Личный сайт, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, статей, чек-листов, инфографик, изображений и мультимедиа.

Блог - (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий»). Это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре·менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху) … Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах) 

Источник: Википедия

Браузер

Браузер (Browser) - прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц; содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач (также веб-обозреватель).

Например, Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera и другие.

В

Веб-сайт

Веб-сайт (Website) - объединённые под одним адресом в компьютерной сети документы конкретной организации или физического лица.

Веб-сервис

Веб-сервис ( Web-service) - услуга, которая предоставляются в сети с помощью специальных программ

Веб-страница

Самостоятельная, как правило, минимальная часть веб-сайта. Представляет собой документ, снабженный уникальным адресом (URL). Обычно веб-страницы организуется в виде гипертекста с включениями текста, графики, звука, видео или анимации. В сети просмотр веб-страниц осуществляется посредством браузера.

Вебинар

Онлайн-семинар, доклад, презентация, лекция на конкретную тематику, организованная при помощи web-технологий в режиме прямой трансляции. Ведущий находится за своим компьютером, а участники – за своими, вне зависимости от географии и месторасположения.
Главной особенностью вебинаров является интерактивность — то есть возможность обсуждать, отправлять и получать информацию в режиме реального времени. Для этого реализованы такие инструменты, как электронная доска, тесты, опросы и голосования, демонстрация экрана рабочего стола, возможность загрузки и просмотра презентаций и видео, обмен файлами и т.д. Слушатели задают вопросы, дают комментарии, общаются с ведущим и другими участниками в текстовом онлайн-чате. Докладчик также «видит» активность всех участников, отвечает на вопросы и сам может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них.

Вебинарная комната

Специальная веб-страница, на которой проходит вебинар, онлайн-конференция или онлайн-совещание. Она состоит из основного окна, где отображается транслируемая ведущим презентация, списка участников и модераторов, текстового онлайн-чата, предназначенного для общения с участниками, и «живого» видео ведущего. Вход в вебинарную комнату осуществляется
по общей или индивидуальной ссылке.

Видеоконференция

Современная технология, которая позволяет двум или более пользователям слышать и видеть друг друга, обмениваться данными и обрабатывать их на расстоянии, в интерактивном режиме реального времени. Видеоконференция находит применение везде, где необходимы оперативность в анализе ситуации и принятии решений, консультация специалиста, обучение сотрудников или совместная работа в режиме удаленного доступа над проектами и решениями.

Виртуальная академия

Виртуальная образовательная среда, дающая возможность каждому человеку развиваться и совершенствоваться в рамках дополнительного образования. Преподаватели могут записывать свои занятия в виртуальной академии и эти записи могут использоваться ими же или другими для проведения новых занятий, в которых происходит обсуждение записанного ранее занятия.

Виртуальная аудитория

Множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных действий при возможности интерактивного взаимодействия с преподавателем и друг с другом

Виртуальная лаборатория

Компьютерная модель учебной лаборатории, в которой реальное учебное или исследовательское оборудование представлено средствами математического моделирования.

Виртуальная реальность

Создаваемая компьютерными средствами трехмерная искусственная среда, имитирующая реальные или представляющая фантастические обстоятельства, которая воспринимается пользователем при помощи органов чувств (главным образом, зрения, слуха, тактильного восприятия). Характер взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью задается определенными правилами, соответствующими ситуации, развивающейся на экране и протекает в режиме реального времени

Виртуальное сообщество

Виртуальное сообщество (Virtual communities (e-Communities) - объединение пользователей сети в группы с общими интересами для распределенной в пространстве работы и общения

Виртуальный класс

Это программный продукт, обеспечивающий в синхронном режиме проведения групповых учебных занятий, деловых совещаний или маркетинговых мероприятий в виртуальной аудитории. Общение в виртуальном классе обеспечивается за счет текстового, голосового и видеочатов, демонстрации текстовых или изобразительных материалов, совместного рисования и письма на белой доске

Ворк-шоп

Коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы. Основные отличия воркшопа от мероприятий другого типа (вебинаров, тренингов, лекций) — высокая интенсивность группового взаимодействия, активность и самостоятельность участников, актуальный опыт и личное переживание.
Эксперт, ведущий, руководитель воркшопа помогает участникам определить цель, задачи высокопродуктивной мастерской, подбирает методы и приемы для активного исследования.

Всемирная паутина (World Wide Web)

Распределенная система, предоставляющая доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, подключенных к Интернету.

Г

Геймификация

Геймификация (игрофикация) - внедрение игровых механик в неигровые процессы. В нашем случае, это придание процессам онлайн-обучения игровой значимости. Правильно разработанная игра - это оружие, направленное в сердце мотивации аудитории курса, вебинара, тренинга, а геймификация - незаменимый инструмент для решения задач.

Техники геймификации превращают обучение в увлекательный игровой процесс с правилами, ролями, виртуальными наградами, миссиями, возможностью делать осмысленный выбор для остижения игровой цели в одиночку или совместно с другими студентами.

Гиперсреда

Гиперсреда (Hypermedia) - применение принципов гипертекста к средствам мультимедиа.

Гиперссылка

Гиперссылка (Hyperlink) - фрагмент текста или изображение (кнопка) на Web-странице, указывающие на другой документ HTML или файл, запуск которых осуществляется кликом мыши на гиперссылке

Д

Деловая игра

Комплексный методический прием коллективного обучения, в ходе которого происходит имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

Дистанционное обучение

Способ обучения, обеспечивающий взаимодействие обучающего и обучаемого на расстоянии, опосредованное средствами обучения и каналами их доставки и обеспечивающее реализацию присущих учебному процессу элементов — целей, содержания, методов и форм

Дифференцированное обучение

Программы, позволяющие по-разному представлять учебные материалы (от стандартных лекций до игр и тестов) в зависимости от того, какой способ подачи информации лучше работает для конкретного ученика. Хотя способы обучения будут разными, задача остается единой для всех.

И

Иконка

Графический символ или изображение, использующийся как указатель или знак того, что учащиеся должны выполнить то или иное задание или действие.

Интерактивное обучение

Новый, более творческий и интересный метод организации учебной деятельности в онлайн, при котором слушатель курса, вебинара, тренинга активно взаимодействует с преподавателем и полностью вовлечен в процесс обучения. Студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и причастность к формированию контента. Преподаватель с помощью инструментов и техник интерактива в любое время может вступить в диалог со студентами, ответить на их вопросы, проверить домашние задания, дать свои рецензии, провести опрос, запустить тестирование, находясь при этом на расстоянии.

Интеракция

Акт специально организованного взаимодействия учащегося,

  1. с другим лицом
  2. со средством обучения
  3. с самим собой

в результате которого происходят целесообразные изменения в когнитивной (познавательной) сфере и поведении

Интернет

Интернет (Internet) - всемирная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, которая служит основой для WWW - Всемирная паутина (World Wide Web)

Интерфейс

Интерфейс (interface)

  1. программное обеспечение коммуникации между компьютером и его пользователем или между двумя устройствами.
  2. внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем.

Интранет

Интранет (Intranet) - внутрикорпоративная сеть, построенная аналогично Интернет.

К

Кейс-обучение

Кейс-обучение (Case Study) - методика активного проблемно-ситуационного обучения, предназначенная для совершенствования навыков и получения опыта посредством изучения и анализа реальных бизнес-ситуаций и конкретных задач. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-технология

Вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей – тьюторов традиционным или дистанционным способом.

Когнитивный домен

Когнитивный домен (Cognitive domain) - совокупность видов учебной деятельности, связанных восприятием информации и познанием мира; эта область включает шесть уровней обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.

Компетенция

  1. реализуемая на практике способность человека решать определенный класс профессиональных или социальных задач;
  2. набор формальных требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника (группы сотрудников) компании.

Композиция слайда

Взаимное расположение изображений и текста на нем — обеспечивает эффективность и комфортность его визуального восприятия. Композиция призвана усиливать основную мысль слайда

Компьютерное обучение

Любое целенаправленное обучение, в котором используются компьютерная техника, педагогические программные средства, а также средства компьютерной телекоммуникации.

Компьютерный учебник

Интерактивное электронное средство обучения, обеспечивающее, как минимум, автономную самостоятельную работу обучаемого с ним и управляющее процессом обучения. В состав компьютерного учебника входят, как правило, разделы, обеспечивающие передачу и закрепление знаний, обратную связь, контроль и оценку изученного. По содержанию компьютерный учебник содержит целостное завершенное предъявление учащемуся того или иного предмета изучения

Конверсия

Соотношение посетителей страницы, которые выполнили нужное действие, к примеру, регистрацию на вебинар, к общему числу участников вебинара.

Конструктор лендингов

Функциональный редактор, позволяющий создавать и настраивать уникальные целевые страницы с нуля или работать с готовыми решениями без знаний Web-дизайна и HTML.

Консультант

Специалист в области (организации) обучения, оказывающий ндивидуальную помощь студентам в решении академических или личных проблем, связанных с обучением.

Контент учебный

Содержимое курса, сайта, вебинара или другого программного средства, предназначенное для непосредственного восприятия слушателем с целью обучения или ориентации в учебном процессе.

Корпоративное обучение

Корпоративное обучение (КО) - любое обучение сотрудника, организованное, санкционированное или одобряемой организацией и направленное на достижение ее целей и целей обучаемого

Корреспондентское обучение

Образование с опорой на печатные или электронные, материалы материалы для самостоятельного изучения, общение между учащимся и учебным заведением осуществляется посредством традиционной почтовой связи.

Коуч

Тренер успеха. Инструктор, профессионал, который использует специальные техники в своей работе и помогает людям достигнуть большей эффективности в определенной сфере жизни: бизнесе, карьере, самопознании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье. Он вдохновляет, мотивирует и поддерживает ответственность своего ученика за достижение желаемых результатов. При взаимодействии личного коуча и клиента, последний четко видит свои цели жизни, и по пути к их достижению решает стоящие перед ним проблемы.

Курс дистанционного обучения

Структурированная учебная программа для дистанционно удаленных учащихся, предъявляющая им цели обучения, образовательный контент для их достижения, другие вспомогательные инструменты, обеспечивающие достижение этой цели, а также, инструменты итогового контроля и оценки.

Л

Лаборатория удаленного доступа

Подразделение учебной организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.

Лекция

Последовательное, систематическое, монологическое, устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера

М

Массовый открытый онлайн-курс (MOOC)

Курс, все материалы и задания которого доступны онлайн любому жителю планеты. MOOC объединяет преподавателей и студентов, заинтересованных в определенной теме. Чем больше участников и открытых материалов, тем эффективней будет обучение.

Мастер-класс

Интерактивная форма обучения, которая сочетает короткую теоретическую часть и индивидуальную работу, направленную на получение и закрепление конкретных практических навыков, умений. Мастер (эксперт, учитель, тьютор) передает свой профессиональный опыт в конкретном вопросе путем прямого комментирования и демонстрации наиболее эффективных методик, приемов, моделей с целью передать мастерство. При этом, работая в онлайн-формате, одной из главных задач тренера является вовлечение абсолютно всех слушателей в процесс обучения.

Медиа

Медиа (Media) - форма представления информации (текст, звук, изображения), доставляемой посредством технологий дистанционного обучения

Методист

Специалист, владеющий навыками ведения документации по организации учебной работы в онлайн, знающий принципы разработки планов и образовательных программ. Он консультирует преподавателей и студентов по вопросам использования информационных и дистанционных образовательных технологий, разрабатывает инструкции, памятки и методические пособия, принимает участие в разработке нормативных актов по использованию дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения, разрабатывает программы и материалы для повышения квалификации в сфере электронного образования и дистанционных образовательных технологий.

Мобильное обучение (Mobile Learning, или mLearning)

Новая форма дистанционного электронного образования, для которой характерно обучение с помощью мобильных устройств (планшетов, смартфонов, мультимедийных гидов). Это обучение, которое можно взять с собой, изучать и использовать там, где возникла в этом потребность или, например, выдалось свободное время. Таким образом, ученик не привязан к рабочему месту и к ПК.

Модератор

Невидимый помощник тренера. Это фактически второй соведущий, который помогает ведущему организовать и гладко провести вебинар. Как правило, модератор отвечает только за организационные моменты: удаление спама или нецензурных выражений в чате, блокирование участников, которые мешают другим пользователям, ответы на технические вопросы участников в чате, запись вебинара.

Модуль обучения

Часть образовательной программы или учебной дисциплины, имеющая логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (LMS Moodle)

Эта среда ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, для поддержки очного обучения и организации традиционных дистанционных курсов.

Модульное обучение

Организация учебного процесса, при котором материал курса разделяется на отдельные модули. Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание конкретной темы или даже всей дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания). Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности студентов.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — форма творческой, коллективной работы, нацеленная на оперативный поиск идей и решений проблемы с последующим воплощением их в жизнь. Работа строится на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.

Мотивация

Совокупность процессов, методов и средств побуждения учащихся к активной продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования, изучению курса.
Образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Мультимедиа

Мультимедиа (в образовании) - одновременное использование различных форм представления информации в средстве обучения и взаимодействие (интеракции) пользователя с этим средством

Мягкие навыки

Мягкие навыки (soft skills) (определение Trainings.ru) - навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К обучению софт скиллз относятся тренинги по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию и т. д.

Н

Навык

Действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Особенностью выполнения такого действия является то, что оно не требует постоянного внимания и контроля.

Непрерывное образование

Концепция, согласно которой обучение рассматривается как длительный постоянный процесс, который начинается с рождения и продолжается всю жизнь вне зависимости от возраста, образования, рода занятий и материального положения.

Неформальное обучение

Обучение, которое происходит вне официального учебного заведения, а также непланомерно, от случая у случаю, в ходе производственной деятельности или социального общения.

О

Образованность

Способность обучаемого решать важные теоретические и практические задачи на основе освоенного им заданного содержания образования

Образовательная платформа (Learning Platform)

Онлайн-сервис, где можно хранить учебные материалы, обмениваться информацией, выполнять, хранить и сдавать задания.

Обратная связь (Feedback)

Предоставление участнику курса данных о результатах применения им знаний, выполнения самостоятельных работ, тестирований, экзаменов в виде отзывов, рецензий, замечаний или рекомендаций с целью лучшего понимания заданий и повышения успеваемости.

Обучаемость

Способность и готовность обучаемого овладеть заданным содержанием образования

Обучающая игра

Компьютерная программа, которая служит для организации и осуществления образовательного процесса в игровой форме и обеспечивает взаимодействие с партнерами по игре. В качестве партнеров пользователя игровой программы могут выступать сама эта программа или другие учащиеся.

Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong learning)

Концепция, согласно которой обучение продолжается на протяжении всех жизни после завершения Основного формального образования.

Обученность

  1. эталонное качество усвоения обучаемым заданного содержания образования,
  2. степень полноты достижения учащимся цели(ей) обучения

Онлайн обучение

Онлайн (online) обучение:

  1. обучение при помощи соответствующего программного обеспечения, функционирующего только при подключение к интернету,
  2. взаимодействие двух или более участников учебного процесса между собой в условиях дистанционного обучения в режиме реального времени, синхронно.

Онлайн-тренинг

Форма активного обучения, направленная на «тренировку» конкретных навыков, знаний и умений в какой-либо сфере деятельности. Это всегда обучение через поведение, через прохождение участниками группы ряда смоделированных тренером ситуаций. Только маленькую часть тренинга занимает теория, в основном тренинг – это практика, действия и анализ этих действий.
В традиционном понимании тренинги – это краткосрочные занятия, на которых присутствует тренер и ученики, а онлайн-тренинги отличаются лишь тем, что проводятся не в какой-то аудитории, а посредством Интернета с помощью специальных сервисов, в режиме реального времени.

Оффлайн обучение

Оффлайн (offline) обучение:

  1. обучение с помощью программного обеспечения, отключенного во время его использования от сети,
  2. взаимодействие двух или участников процесса дистанционного обучения не в режиме реального времени, а через некоторые временные промежутки, асинхронно

Оценка

Уровень обучения, состоящий в вынесении суждений относительно ценности идей, решений, деятельности, объектов, свойств

П

Перевернутый класс (Flipped Classroom)

Педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты самостоятельно смотрят короткие видео-лекции, в то время как в режиме реального времени (онлайн) отводится время на выполнение упражнений, обсуждение проектов и дискуссии. Видео-лекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе, такие лекции в настоящее время либо создаются преподавателем и размещаются в интернете, либо хранятся в каком-то онлайн-файлообменнике.

Персонализация в обучении

Индивидуальная образовательная траектория, образовательный маршрут, «заточенный» под конкретного человека, с учетом его особенностей и потребностей. Содержание, темп, структура и цели обучения варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. В этом случае студент может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован процесс и как составлено расписание.

Платформа вебинаров

Площадка для вещания, своеобразная виртуальная «комната» в Интернете, предназначенная для проведения онлайн-мероприятий: вебинаров, конференций, онлайн-тренингов, онлайн-презентаций, онлайн-встреч, онлайн-обучения и др. Стандартный функционал платформ включает: трансляцию видео и аудио ведущего, текстовый чат, показ слайдов презентации в формате ppt и pdf, режим доски (флипчарта), инструменты рисования, опросы и тестирования, демонстрацию рабочего стола и материалов, показ видеороликов, запись вебинара, техническую поддержку.

Пре-тест (Pre-tests)

Предварительный тест, контрольное задание, которое предъявляется перед началом обучения с целью проверки степени владения исходными, базовыми для будущего обучения знаниями, действиями, установками, а также для сравнения результатов предварительного и итогового тестирования и диагностики изменений, произошедших в итоге обучения.

Презентация

Иллюстративный материал к обучению, состоящий из отдельных слайдов. Цель презентации — наглядно донести до аудитории материал в удобной и максимально понятной форме. Презентация может представлять собой сочетание текста, изображений, компьютерной анимации, графики, видео, музыки (но не обязательно всё вместе). Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительная  особенность презентации — интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Проектирование курса (Course Design)

Процесс построения адаптированной и логически выстроенной информационной модели курса.
Он подразумевает выбор цели обучения, подбор элементов курса, его планирование, тестирование и апробацию, а также подготовку стратегий преподавания. Методическое проектирование предшествует началу набора слушателей на соответствующий курс.

Прокторство (Proctoring)

Наблюдение за поведением студентов в онлайн классах, а также посредством видеосвязи при сдаче тестов и экзаменов для предотвращения списываний.

Р

Раздаточные материалы

Электронные материалы вебинара, которые должны отправляться участникам заранее. Они повышают лояльность слушателей, позволяют им лучше запомнить вас и ваш вебинар. 

С

СДО

Система электронного дистанционного обучения. Иными словами — обучение с использованием сети Интернет и мультимедийных технологий, позволяющих сделать процесс передачи знаний более гибким, насыщенным и удобным для слушателей. Этот термин объединяет все самые инновационные достижения в области повышения квалификации: электронные библиотеки и учебные материалы, участие в вебинарах, индивидуальное сопровождение тьютора на всех стадиях, самостоятельные работы, решение практических задач, промежуточный контроль знаний через тестирования, онлайн-экзамены и т. д. Виртуальное обучение, удаленное обучение, цифровое образование, digital-образование — это все о нем, об e-learning.

Сертификат

Документ, свидетельствующий о том, что слушатель успешно прошел определенную ступень обучения и обладает соответствующим уровнем владения предметом.

Синхронное обучение

Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени. Вебинары, совместная работа над документами, видеоконференции — примеры синхронного онлайн-обучения. Слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать её с другими участниками и преподавателями из любого места в единый для всех период времени.

Система управления обучением (LMS)

Высокоуровневое, стратегическое решение для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями, включая электронное обучение, виртуальные классы и онлайн-курсы.

LMS-системы позволяют разрабатывать задания, назначать их отдельным ученикам или группам, работать над совместными проектами и отслеживать прогресс и рост студентов по всем типам учебных мероприятий.

Известный пример — LMS Moodle.

Система управления учебным контентом (LCMS)

В отличие от LMS, эта система концентрируется на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентирована не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. Главная задача LCMS – создание учебного контента за требуемое время для
удовлетворения потребностей отдельных студентов или групп. Она помогает держать в порядке все электронные материалы, домашние задания и другие элементы конкретного онлайн-курса. А также управлять расписанием и вести обсуждения между участниками обучения.

Система электронного обучения (E-Learning (eLearning)

Обучение с использованием сети Интернет и мультимедийных технологий, позволяющих сделать процесс передачи знаний более гибким, насыщенным и удобным для слушателей. Этот термин объединяет все самые инновационные достижения в области повышения квалификации: электронные библиотеки и учебные материалы, участие в вебинарах, индивидуальное сопровождение тьютора на всех стадиях, самостоятельные работы, решение практических задач, промежуточный контроль знаний через тестирования, сдача онлайн-экзаменов и т. д. Виртуальное обучение, удаленное обучение, цифровое образование, digital-образование — это все e-learning.

Смешанное (гибридное) обучение

Образовательная модель, совмещающая элементы дистанционного и традиционного (очного) обучения. При смешанном обучении студенты, помимо привычного посещения учебного заведения, с частью материала работают в формате онлайн, участвуют в вебинарах. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала, а также позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.

Стандарт SCORM

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) - стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения, который содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Сторителинг (Storytelling)

Способ подачи информации в виде интересной истории или рассказа. Под историей мы понимаем любое сюжетно связанное повествование, которое является выражением какого-либо принципа, правила или понятия. Целью сторителлинга является создание эмоциональных связей с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами аудитории, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.

Т

Тестирование

Система заданий, позволяющая качественно и эффективно измерять уровень подготовки слушателей курса, вебинара.

Техническая поддержка

Команда квалифицированных профессионалов, которая заботиться о надежности и бесперебойности работы порталов дистанционного обучения и платформ вебинаров, а также помогает студентам и преподавателям быстро решать проблемы, связанные с технической стороной организации обучения.

Трансляция экрана (рабочего стола)

Демонстрация содержимого экрана (или его части) ведущего вебинара на экранах других участников вебинара в режиме реального времени.

Троллинг

Один из видов нарушения этики и общения в рамках онлайн-мероприятия. Непреднамеренное или же умышленное подначивание ведущего вебинара или его слушателей с целью вызвать гнев, негативную реакцию или спровоцировать конфликт.

Тьютор

Личный наставник, преподаватель-консультант, который сопровождает / поддерживает учащегося или студента в процессе индивидуального онлайн-обучения, разрабатывает индивидуальные образовательные программы для своих подопечных, проводит вебинары, конференции, следит за обновлением учебных материалов. Он помогает получать конкретные навыки и повышать квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности. Но главное его отличие от преподавателя или лектора состоит в том, что он стремится поглубже узнать своего слушателя, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Тьютор сопровождает образовательный процесс «от и до»: где-то контролирует, где-то поддерживает, где-то мотивирует. От тьютора зависит образовательный эффект, который при правильной организации работы может быть вполне сопоставим с эффектом от очного обучения.

У

Учебный портал (Learning Portal (E-learning Portal)

Сайт, с помощью которого осуществляется обучение пользователей, в том числе и с помощью СДО (LMS)

Ф

Флеш (Flash Player)

Программная разработка компании Adobe, на базе которой создано большинство систем для проведения вебинаров. Для их использования необходимо иметь на компьютере программу, которую при первом использовании система сама предложит бесплатно скачать из интернета и установить.

Флуд

Фактически замусоревание темы онлайн-мероприятия однотипной информацией, как без злого умысла (от нечего делать), так и с целью троллинга, например, из желания досадить спикеру. Как правило, флуд занимает довольно много места и лишен какого-либо смысла. Это может быть одна повторяющаяся фраза, символы, буквы, слова, одинаковые графические элементы или просто короткие сообщения в чате вебинара.

Форум

Онлайн-площадка для организации неформального общения участников обучения (курса, конференции) и преподавателей, которое ведется в формате обсуждения актуальных тем и вопросов в рамках созданных ими разделов форума.

Ц

Целевая аудитория

Совокупность реальных и потенциальных потребителей обучающего продукта, объединенных общими признаками, или ради какой-либо цели или задачи. Под общими признаками могут пониматься любые характеристики, требуемые организаторами обучения. Именно на эту конкретную группу людей будут направлены все маркетинговые коммуникации. 

Ч

Чат

Чат, чаттер (англ. chatter — болтать) — средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Характерной особенностью является коммуникация именно в реальном времени или близкая к этому, что отличает чат от форумов и других «медленных» средств. То есть, если на форуме можно написать вопрос и ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным на него ответить (в то же время можно получить и несколько ответов сразу от разных пользователей), то в чате общение происходит только с теми, кто присутствует в нём в настоящий момент, а результаты обмена сообщениями могут и не сохраняться. В последнее время чаты значительно расширили свою функциональность за счёт красивого радующего глаз дизайна, а также большого числа улучшений.

Э

Электронная библиотека

Информационная система, обеспечивающая хранение и эффективное использование электронных материалов (текст, графика, аудио, видео, вебинары и т.д.). Электронная библиотека включает в себя эффективные инструменты контекстного поиска, обеспечивающие пользователю получение необходимых ему документов.

Электронная почта

Система для быстрого обмена электронными сообщениями (письмами) между преподавателем и слушателями. С ее помощью преподаватель может приглашать на онлайн-мероприятия, отправлять учебные материалы, оповещать о любых изменениях, касающихся обучения.

Электронный учебник

Электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера по конкретной дисциплине, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания в онлайн формате, и рассчитанное на студентов определенной степени подготовки.